Форты Калининграда: описание и расположение

Миллионы туристов, приезжающих в Калининградскую область, в список обязательных достопримечательностей включают форты старого Кёнигсберга, носящие имена прусских королей, политических деятелей и полководцев.

Сегодня открыты для осмотра 6 таких сооружений, но добраться до них на общественном транспорте сложно. Возьмите в аренду минивэн с водителем в компании «VIPavto39» – совершите увлекательное «фортификационное» путешествие с комфортом и в сопровождении гида. Наша компания сотрудничает с сертифицированными экскурсоводами, отлично знающими историю края. Приводим ниже интересные факты, которыми они с нами поделились.

Сотрудничающие с «VIPavto39» экскурсоводы об истории фортификаций

С XIII века Кёнигсберг (нынешний Калининград) развивался как город-крепость. Тевтонский замок и укрепленные стены Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта составляли «сердце» обороны. В XVII веке появились первое вальное кольцо и крепость Фридрихсбург. В середине XIX века по проекту инженера-фортификатора Эрнста Людвига фон Астера построен второй вальный обвод: 8 ворот, казарма «Кронпринц», башни, бастионы, редюиты.

Многовековой фортификационный проект Кёнигсберга в 1870-80 гг. завершился строительством 17 фортов (12 больших и 5 малых), блокирующих подступы к столице Восточной Пруссии. Укрепления расположены в 7 км от городских стен, в 2-4 км друг от друга. Длина окружности фортового кольца, названного «Ночная перина Кёнигсберга», – 40 км. В каждом из больших укреплений размещался гарнизон численностью до 400 человек и 40 орудий. Толщина стен составляла 1 м, сверху был уложен 3-метровый слой земли.

Живые свидетели истории

Артиллерия развивалась стремительно. На смену пороху пришли пироксилин и мелинит, обладающие большей взрывной мощностью. Появились крупнокалиберные осадные орудия. К окончанию строительства форты оказались морально устаревшими. В 1887 году началась их реконструкция: своды покрыли 2-метровым слоем песка и бетона, стены были утолщены до 3 м.

В Первую мировую войну кёнигсбергские форты в военных действиях не участвовали. Зато во Вторую мировую продемонстрировали свою мощь. Перед штурмом прусской цитадели Красной Армией по специально построенной узкоколейке к городу прибыли 8 артиллерийских дивизионов, вооруженных орудиями калибром до 305 мм. Но даже таким монстрам пришлось туго.

9 апреля 1945 г. Кёнигсберг был взят. Для фортификационных сооружений началась другая, советская жизнь. Они охранялись как военные объекты и были закрыты.

Сегодня доступны для осмотра 6 больших фортов, расположенных в разных концах города. Транспортную проблему решит прокат авто с водителем, который хорошо знает Калининград и доставит в любую точку без задержек в пробках.

Королева Луиза» (№ 6), «Герцог фон Хольштайн» (№ 7), «Канитц» (№ 10) и «Ойленбург» (№ 12) находятся в ведении Министерства обороны. «Бронзарт» (№ 2) – частная территория. «Дона» (№ 9) почти полностью растащен на кирпич местными жителями.

По фортам Кёнигсберга вместе с «VIPavto39»

Вы впервые в Калининграде, мало времени, но хотите осмотреть оборонительные укрепления старого города? Московские друзья давно просят организовать трип по заброшенным фортификациям Кёнигсберга? С «VIPavto39» нет ничего проще. Для начала вы заказываете трансфер с вокзала или из аэропорта. Гостей встречает водитель с табличкой, доставляет в отель или сразу же везет по фортам. Индивидуальную или групповую экскурсию с гидом можно заказать одновременно с трансфером. Заявки принимаем круглосуточно.

Кстати, те, кто путешествует по фортам Кёнигсберга с гидом, помимо ярких впечатлений получают памятные сувениры от «VIPavto39»!